Взаимосвязи между элементами композиции

 

Композиция в аквариуме.

Продолжение…

Рыбы – это важный, перемещающийся цветовой акцент. Если этот акцент имеет размеры, соотносимые с основными цветовыми пятнами (шапки растений, коряги, камни) – такие рыбы будут разрушать композицию. Крупные (более 8-ми) сантиметров, рыбы удачно смотрятся только в аквариумах более 200 литров. Для аквариумов меньших объемов нужно подбирать более мелких рыб. Контрастность касается и рыб. Если надо подчеркнуть их не очень яркую окраску, то подбирается наиболее контрастный, но спокойный фон. Рыбы, имеющие яркий окрас от природы так же нуждаются в контрастных фонах. Например, желтые рыбы лучше смотрятся на синем фоне, нежели на красном или зеленом.

Блеклые рыбки могут выделиться на фоне однообразного травяного фона, чего на фоне большого разнообразия и буйства красок они сделать не смогут, всё внимание будет привлечено к растениям. В то время как яркие, разноцветные рыбки смогут обратить на себя внимание в условиях конкуренции с растениями. Они компенсируют их кричащее великолепие своей живостью красок и форм. Имеет значение не только цвет и форма рыб, но и то, как они двигаются. Их манера плавать — очень важна для того, кто собрался сделать идеальный аквапейзаж. Яркоокрашенные рыбы превосходно контрастируют с тёмным фоном аквариума. На удивление чудесное впечатление производят большие стаи простых невзрачных рыб, проплывающие на фоне незамысловатого пейзажа и светлого фона аквариума.

Кроме того, не забывайте, что рыбы делятся по уровням воды, в которых они плавают — 1) донные рыбы, 2) рыбы средних слоёв и 3) рыбы, обитающие у поверхности. Это тоже надо учитывать, планируя заселение аквариума. И, казалось бы, совсем очевидный факт, но многие его игнорируют — в аквариум с живым акваскейпом не нужно подселять рыб, питающихся растениями. Впрочем, при большом желании иметь именно травоядных рыб, можно подобрать такие растения, которыми эти рыбы не питаются в силу определённых привычек.

Помните, что, приобретая рыбу в зоомагазинах, мы почти всегда получаем молодых особей. Поэтому не забывайте, что рыбы непременно вырастут, и их первоначальный размер не должен быть решающим в подборе фауны для аквариума. Степень наполненности аквариума должна зависеть не от того, какого размера рыба сейчас, а от того, какого размера она достигнет, став взрослой.

В изобразительном искусстве существует понятие – линейной перспективы. Наглядно она выражается в визуальном сведении двух параллельных прямых по мере их удаления от наблюдателя. Если мы хотим усилить ощущение перспективы аквариума, то должны создать подобие, сужающейся к задней стенке, “дороги” из контрастных растений или грунта. Любые линии композиции, сводящиеся к заднему плану, будут усиливать перспективу аквариума. Линейная перспектива положена в основу классических “красных улиц” в голландском аквариуме.

С помощью высаживания контрастных растений по диагонали снизу вверх и от переднего стекла к заднему, подчеркивается глубина аквариума, создается иллюзия уходящей за горизонт дороги. Серые камни у задней стенки аквариума в сочетании с цветными у переднего стекла придадут аквариуму большую глубину, чем если бы вся горка была бы сложена из камней одного цвета. Линии, направленные вверх облегчают картину, линии, направленные вниз – утяжеляют ее. Темные оттенки тяжелее светлых, глянцевая фактура легче матовой. При оформлении аквариума всегда необходимо отходить для контроля на место наблюдателя, учитывая, что смотреть на аквариум будут под разными углами.

В аквариуме мы также можем использовать уменьшение размеров и контраста декораций заднего плана, с целью создания иллюзии глубокой перспективы. Если с размерами декораций все ясно, то контрастность можно понизить, применяя более плавные формы и уменьшая интенсивность в зоне их освещения.

Существует также понятие обратной перспективы. Этот прием используют для оригинальных решений аквариумных композиций. Чтобы достичь  психоделического эффекта обратной перспективы необходимо действовать с точностью до – наоборот. То есть – задний план делать более ярким и контрастным, а передний расплывчатым и темным.

Пропорции имеют большое художественное значение. Они определяют соразмерность и гармоничность элементов формы, всех ее частей друг с другом и с целым. Масштаб и пропорции неразрывно связаны между собой. Так, в аквариумах мелкие рыбки — гуппи, неоны — выразительнее будут смотреться на фоне ажурной, тонкой листвы. А к крупнолистным эхинодорусам или анубиасам больше подойдут рыбы покрупнее – скалярии, радужницы. Для астронотусов, крупных попугаев и прочих больших рыб нужно подбирать соразмерные декорации: массивные коряги, камни. Две коряги очень разного масштаба также не будут сочетаться в одном аквариуме.

Соразмерность. Для создания гармоничной подводной композиции в растительном аквариуме важно соблюдение масштаба и пропорциональности. Это касается и выбора растений, элементов и подбора рыб. При излишнем обилии второстепенных предметов они не только мешают друг другу и обоюдно умаляют собственное значение, но вредят и тому объекту, которому они по-настоящему, служат только аксессуарными принадлежностями. В противоположность к загромождению, недочет в аксессуарах вызывает ощущение бедности, пробела.

Находим место для центра композиции. Не менее важно решить – где, в каком месте композиции должен быть расположен ее центр. Для начала делим видовое стекло аквариума на 3,5,или 8 равных частей по горизонтали и по вертикали. Таким образом, выделяем оси, делящие целое на 3 и 5 равных частей. И на пересечении этих осей находим “сильную точку”. Точек таких может быть четыре. Но мы-то с вами помним, что центр у нас должен быть ОДИН! Поэтому выбираем любую из них и забываем навсегда про остальные. В каждой из этих композиций взгляд умело направлен на контрастный выразительный центр, и в каждой — этот центр размещен на сильной точке.

Существует несколько проверенных временем геометрических форм композиции:

•— Вогнутая, когда в центре располагаются относительно низкие растения;

•— Выпуклая, в которой самые высокие растения помещаются в центр композиции;

•— Треугольная, когда высота растений постепенно снижается от одного края к другому;

•— Прямоугольная, построенная из растений одинаковой высоты.

Последние вариант лучше не использовать, поскольку тогда намного сложнее организовать “полянки”. Впрочем, иногда прямоугольные инсталляции используются, когда требуется создать иллюзию глубины. Кроме того, выпуклость формируется одними лишь растениями, но никак не аксессуарами. Если у вас густые заросли слева, значит должны быть густые заросли и справа в вогнутой композиции.

Раньше многие аквариумисты тратили уйму времени на поиск одного единственного, но умопомрачительного камня или коряги. Однако одиночный аксессуар всегда смотрится как-то неестественно, ведь в природе те же камни обычно встречаются группами. Поэтому при формировании дизайна аквариума стоит использовать несколько аксессуаров разного размера, которые имеет смысл расположить в виде треугольника. И пусть выбранные камни кажутся уродливыми – в группе они будут смотреться совершенно иначе. Крупные глыбы камней с одной стороны не получится сбалансировать несколькими небольшими камнями в другом месте или корягами.

Самый большой камень или крупная коряга будет так называемой точкой фокуса. Без нее композиция однозначно будет выглядеть аляповато, но больше двух центров концентрации внимания создать не стоит. Впрочем, и вторая точка фокуса может оказаться лишней в аквариумах объемом менее 250 литров. Точка фокуса связана с правилом “золотого сечения”. Древнегреческие математики выяснили, что идеальное для глаз соотношение определяется как 1 к 1,618. Как этого добиться, спросите Вы? Просто вычислите длину емкости и разделите ее на 1,618. Полученный результат отложите от любого края и установите в этом месте точку фокуса.

Теперь можно приступать к посадке растений. Сперва устанавливается точка фокуса, затем низкорослые и среднерослые растения – высокорослые растения садятся в последнюю очередь. Старайтесь размещать растения плотнее, тогда композиция быстрее примет более естественный вид. Что касается высоких растений, то их можно заменить каменными горками или крупными корягами.

Чтобы аквариум смотрелся более естественно, следует использовать растения разных цветов и с разными размерами листьев. В аквариумах с водоизмещением в 250 литров и более хорошо смотрятся растения с большими листьями, визуально увеличивающими габариты емкости. Для придания композиции контрастности можно использовать красные растения. Только помните, что одно красное растение будет играть роль точки фокусирования. И если Вы уже установили большую корягу или камень, может возникнуть тот самый эффект блуждания глаз.

При выборе рыб надо учитывать их повадки. Многие виды любят копаться в иле, что, как Вы понимаете, не очень хорошо для растений. И не забывайте о том, что маленькая рыбка вполне может через годик вырасти до размеров небольшой акулы. Так что стоит уточнить, насколько крупными могут быть взрослые особи и лучше сделать это в Интернете, а то продавцы сами знаете, какие бывают.

Композиция подводного мира. Концепция дизайна.

Композиция в аквариуме. Целостность композиции.

Последние изменения и дополнения внесены 15 февраля 2013 года.

Запись опубликована в рубрике Aсvarium с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.